Сергей Зло (dr3lo) wrote,
Сергей Зло
dr3lo

Categories:

Эльдар Рязанов о России и русском народе

Жить бы мне В такой стране, Чтобы ей гордиться. Только мне В большом г*** Довелось родиться.

Прежде чем я продолжу цитировать классика советского кино, скажу несколько слов о нем самом. Признаюсь я люблю фильмы Рязанова 70-х и 80-х годов. И потому мне было крайне неприятно слушать эти стишки, причем на федеральном канале «Культура». Я конечно был шокирован этим. Потом я узнал, что они были опубликованы в книге «Неподведенные итоги», изданной уже после развала СССР. К тому времени Рязанов уже почувствовал все прелести свободной жизни и уже успел снять несколько своих «шедевров» без цензуры.



Человек, измученный нарзаном, пардон, Советской властью
Человек, измученный нарзаном, пардон, Советской властью

ЗаИ вот я думаю, что в нем просто взыграла детская обида. Обида человека, который считает что во всем плохом в его жизни виноваты родители. А все что было хорошего — это только его заслуга, так сказать сделал «вопреки»! Только родителями в данном случае были Партия и правительство, чиновники Госкино и прочие, кто «мешал» ему творить. А как только их не стало и кино у него перестало получатся почему-то. И кто теперь виноват? Видимо народ не тот, как это обычно у нашей интеллигенции.

Не помог
России Бог,
Царь или республика,
Наш народ
Ворует, пьёт,
Гадит из-за рублика.

Обмануть,
Предать, надуть,
Обокрасть - как славно-то?
Страшен путь
Во мрак и жуть,
Родина державная.

Сколько лет
Всё нет и нет
Жизни человеческой.
Мчат года...
Всегда беда
Над тобой, Отечество.

Читаешь стихи и думаешь, ай бедняжка, ах несчастный непризнанный и замученный тоталитаризмом гений. Как тяжело ему довелось жить в нашей стране. Видимо всю жизнь провел в ГУЛАГЕ... Наверно некоторые по привычке не увидят здесь никакой русофобии или унижения русского народа. Вообще это конечно удивительно, как возможно даже на федеральных каналах говорить откровенно мерзкие вещи про русских, но не про другие народы. И это странно, разве мы живем в фашистском государстве? Почему какой-то народ можно оскорблять, а другие нет? Слава Богу в последнее время произошел сдвиг в этом вопросе теперь достается еще и украинцам, грузинам, американцам и прочим, а слово «русофобия» появилась и на федеральных каналах. Уверяю вас, в наше время, в святые 90 и сытые нулевые – это слово был чуть ли не признаком мифического русского фашизма.



Забавный еврей)
Забавный еврей)

Однако, как же понять оскорбительно ли на самом деле то или иное высказывание? Я лично для себя давно придумал такой критерий, который называется «методом замены». Например, возьмем фразу «все американцы тупые». Ну вроде звучит забавно, так ведь? А если просто заменить одну нацию на другую, у нас же равноправие в этом вопросе. Допустим на «русские». Получим: все русские тупые! Звучит обидно, согласитесь? А если на евреев заменить, получим: «Все евреи тупые»! А тут уже антисемитизмом пахнуло почему-то ) Это странно конечно, казалось бы и про русских нормально и про американцев весело. А про евреев тогда почему нельзя? Какая то дискриминация еврейского народа! Я считаю что такого быть не должно — мы все равны. И кроме того мы все живем в свободной стране. Поэтому, т.к. Рязанов еврей (по матушке), то почему бы не заменить в его стихах «русский народ» на еврейский. Сделаем такую очень простую и абсолютно безобидную подмену. И чуть-чуть добавим еврейской специфики. И посмотрим, не получится ли у нас вдруг чего-нибудь антисемитского:

Жить бы мне
В такой стране,
Чтобы ей гордиться.
Только мне
В большом г***
Довелось родиться.

Не помог
Евреям Бог,
Царь или Пророки,
Наш народ
Ворует, врет,
Гадит из-за корки.

Обмануть,
Предать, надуть,
Обокрасть - в два счета?
Страшен путь
Во мрак и жуть,
Родина расчета.

Сколько лет
Всё нет и нет
Жизни доброй, честной.
Мчат года...
Всегда беда
Над тобой, Еврейство.

Не правда ли, замечательные стихи получились? До слез прям трогают мне кажется. Интересно, можно ли их читать на федеральных каналах? Или, например на канале "Культуре", где я впервые их и услышал.


Эльдар Рязанов безусловно талантливый режиссер. В советское время он снимал ироничные и добрые комедии о жизни простых советских людей. И, при этом, несмотря на сатиру, иногда даже довольно ядовитую, несмотря на критику недостатков страны – в тех его фильмах была Любовь. Это чувствовалось. Это чувствуешь и сейчас – какое-то особое тепло, уют, какая-то легкая атмосфера, где самое страшное, что может с тобой случится - это ты не получишь гараж в этом году. Или курицу не успеешь купить. Но, скорее всего, получишь это позже. Может это потому, что даже в жестком конфликте между людьми из-за споров о частной собственности они ведут себя как дети? Все это выглядит несерьезно, безобидно. По сути они ругают как маленькие, несмышленые детишки на самом деле. Представим себе на секундочку как бы это происходило в наше время? Спор за право собственности на гараж? Ужас! Все было бы конечно намного жестче. А тогда все было так.



"Драка" из-за гаража
"Драка" из-за гаража

Люди в СССР жили как дети малые, как у Христа за пазухой. И сам Рязанов такой типичный пухлый советский ребенок: «Я хочу би-би, хочу бу-бу, хочу ка-ка». А «злые» родители не разрешают! Нехороший худсовет режет фильмы, запрещает какие-то сцены, что-то приходится вырезать, что-то менять. Как-то юлить, подстраиваться, приспосабливаться. Кстати, как тут не вспомнить героя Андрея Миронова из рязановского же фильма «Берегись автомобиля»


Ну почему! Почему я должен так жить? Господи, за что? Почему? Я, человек с высшим образованием, должен таиться, приспосабливаться, выкручиваться! Почему я не могу жить свободно, открыто? Ой, когда все это кончится!


Он мне как раз и напоминает самого Рязанова или его ближайшее окружение. А вообще детям это очень свойственно — винить родителей в своих бедах. Детям хочется свободы. Это нормально. Это естественно. Так было всегда. Так будет всегда. Но когда дети получают долгожданную свободу, они, как правило, очень быстро перестают быть счастливыми. Груз ответственности, проблемы выбора, принятие правильных решений. И не к кому обратится за помощью, за советом. За свои ошибки приходится отвечать самому и они тяжким грузом висят на человеке. А так хочется их на кого-то свалить! А на кого? Проще всего конечно на родителей. Мы начинаем с ностальгией вспоминать детство — где все было просто и легко.


Так же и наша творческая интеллигенция и типичный ее представитель Эльдар Рязанов, получив свободу, избавившись наконец от всяких худсоветов, наконец, начинает делать то, что ему хочется. А получается шлак. Потому что нет строгих и опытных родителей, которые могли бы подсказать или помочь, направить в нужную сторону. А сам по себе... В общем без цензуры и худсоветов великий режиссер скатился в редкостное убожество. Без слез на это смотреть невозможно. Причем больше всего поражает не общая дешевизна всего, а отсутствие качества! Фильмы 90-ых Рязанова сильно напоминают т. н. «кокшеновские» комедии (фильмы актера Кокшенова). Причем всем: и сценарием, и постановкой и даже игрой актеров! Уж казалось бы играют звезды, гениальные актеры, но почему же так жалко и бездарно? Куда все ушло? Наверно потому, что не стало строгого дяди, который был следил за качеством. Нет контроллера и человек-ребенок начинает халтурить. А зачем мучится — и так пойдет!



Старые клячи
Старые клячи


А может дело в другом. Может лучшие фильмы Рязанова были такими искренними и наполненными любовью, потому что их соавтором был Эмиль Брагинский. Человек абсолютно противоположный по характеру, по судьбе, по отношению к жизни. С одной стороны Эльдар, который с детства привык к сытости и достатку. А с другой Эмиль, у которого в 9 лет умерла мать, а отец жил в другой семье. Которому, по сути, пришлось сразу встать взрослым. Видимо именно этой «взрослости» и перестало хватать в фильмах Рязанова, снятых без Брагинского. Он скатываться все больше не в сатиру, а в грязную ругань, не в юмор, а в черную «депрессуху».



Эмиль Брагинский
Эмиль Брагинский

Кстати, они очень сильно рассорились на фильме «Забытая мелодия для флейты». Эмиль был категорически против «убийства» главного героя. Ему не хотелось этого – показывать мрак и беспросветность жизни. И вот что поразительно, как раз люди трудной судьбы, такие как Брагинский, часто не испытывают лютой ненависти к стране, которая в общем-то не была к ним особенно ласкова. А такие как Рязанов, сытые и довольные, избалованные советской властью – почему-то брызжут ядовитой слюной. Кстати, когда Брагинскому говорили, что за свои сценарии он в Голливуде мог бы миллионы получать, то тот отвечал: «Я не бедный, я средний». Он любил жизнь, любил людей — тех самых, несовершенных, может в чем-то примитивных, может и тех самых, которые «гадят из-за рублика». Вот как Эмиль Брагинский сам описал смысл своего творчества:



Я пишу о любви, которая есть действительно любовь, а не партнерство. О любви, без которой жизнь теряет всяческий смысл. Я твердо верю, что такая любовь была, есть и будет во все времена и у всех народов. А людей, которые не умеют любить, мне жаль…


А вот Рязанов был обижен. Властью, партией, несовершенным народом. Я вижу в этих стихах обиду избалованного ребенка на своих «родителей» Обиду человека, который возомнил себя величайшим гением всех времен и народов. А на деле без руководящей роли «партии» и «худсовета» оказался почти никем. Он ненавидит их за что, что сам подсознательно понимает, что они гораздо больше помогали ему, нежели мешали. Но как это признать? Он же гений! А вынужден был в свое время пресмыкаться перед ними. Должен был им улыбаться, заискивать. А потом они исчезли и все стало только хуже. Но как же признать, что проблемы были в тебе? Что проблемы были в самой интеллигенции! Никак. Виноваты другие. Народ опять не тот попался, не понимает.

Tags: Кино, Рязанов, СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments